РосВсё
История о том, как одна государственная компания стала очень серьезным игроком рынка связи.
Речь пойдет о государственном холдинге «Ростелеком», ранее специализировавшимся исключительно на фиксированной телефонной связи. За последние несколько лет компания вышла сразу на несколько новых для себя рынков. Она стала предоставлять услуги доступа в интернет, мобильной связи, платного телевидения, а, на днях, объявила о начале работ над государственным интернет-поисковиком. Некоторые аналитики из деловых СМИ считают, что «Ростелеком» в ближайшее время станет развивать собственную сеть розничных салонов связи и не исключают выход компании в банковский сектор. «Лента.ру» взглянула на историю госкомпании, чтобы разобраться, как она стала главной опорой государства на высококонкурентном рынке с большим количеством частных игроков.
Компания «Ростелеком» была создана в конце 1992 года по распоряжению Госкомимущества, начало же ее истории идет от 23 сентября 1993 года, даты официальной государственной регистрации. Первыми активами «Ростелекома» стали 20 государственных предприятий, обеспечивавших телевещание, а также работу междугородних и международных телекоммуникационных сетей на территории РФ. Кроме того, холдинг получил долю в «Интертелекоме», государственном монополисте в области телекоммуникаций, который управлял активами, оставшимися от единой системы Минсвязи СССР.
Годом позже, в 1994, по указу президента России «для обеспечения притока иностранных и отечественных инвестиций в телекоммуникационную отрасль» была образована «Инвестиционная компания связи», позднее получившая название «Связьинвест». Этот холдинг консолидировал государственные доли в 85 межрегиональных компаниях связи, и владел четвертью акций Московской городской телефонной сети (МГТС). В 1997 году «Связьинвест» получил принадлежащий государству пакет акций в «Ростелекоме» (38 процентов уставного капитала и 51 процент голосующих акций).
Долгое время чиновники не могли определиться с такими активами — на их развитие не было ни денег, ни политической воли (в 1990-е государство пыталось сократить свое участие в экономике, а не прибрать к рукам через создание госкомпаний и корпораций все, что плохо лежит). Приватизация «Связьинвеста» превратилась в пшик, причем в международном масштабе (в 1997 году блокпакет компании купил Джордж Сорос, охарактеризовавший потом эту инвестицию как одну из самых неудачных в своей карьере), и дело встало в тупик: чиновники из года в год откладывали дальнейшую продажу государственных активов в области связи, опасаясь, что кто-нибудь из частников, претендовавших на «Связьинвест», станет новым монополистом.
Пока шла политическая возня вокруг «Связьинвеста», «Ростелеком» активно действовал: во второй половине 1990-х и в начале 2000-х госкомпания постоянно расширяла свое присутствие. Холдинг озадачился созданием сети цифровой связи в России и стал прокладывать через всю страну волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) «Москва — Хабаровск», обеспечивать спутниковой связью труднодоступные российские регионы, а также им была запущена в эксплуатацию ВОЛС с российскими соседями, в том числе Украиной, Белоруссией и Казахстаном.
Монополия на рынке фиксированной связи для «Ростелекома» закончилась в 2006 году, когда правительство открыло рынок для других игроков, таких как, «Корбина Телеком» и «ТрансТелеком». Тогда же стало понятно, что «Ростелекому», если он хочет оставаться крупной телекоммуникационной компанией, необходимо срочно выходить на смежные рынки. Дело тут было не только в конкуренции с частниками, но и в том, что фиксированная связь постепенно теряла абонентов: в России все больше и больше стали говорить по мобильному, стационарный телефон стал красивым атрибутом, нежели инструмента, который используется в повседневном обиходе.
Слияния и поглощения
В том же 2006 году «Ростелеком» стал первым среди операторов дальней связи магистральным интернет-провайдером. До этого «Ростелеком» имел отношение к интернету опосредованно: компания владела пакетом акций в провайдере «РТКомм», который был выделен из холдинга, контролировался «Синтеррой» и арендовал у «Ростелекома» мощности для предоставления магистральных услуг.
Через два года, в 2008-м, генеральный директор «Ростелекома» Константин Солодухин признался, что без диверсификации бизнеса холдинг «ждет печальное будущее». Поэтому, как отмечал Солодухин, «Ростелеком» решил изменить свою стратегию и ставит перед собой задачу стать универсальным оператором. Векторами перспективных направлений работы в компании стали: работа с корпоративными клиентами, имеющими филиалы по всей России, предоставление услуг ШПД (широкополосного или высокоскоростного доступа в интернет), а также завоевание рынков стран СНГ и, в дальнейшем — рынков дальнего зарубежья.
В итоге в 2008 году холдинг стал монопольным владельцем интернет-провайдера «РТКомм». В 2011-м под контролем «Ростелекома» оказались «Национальные телекоммуникации» (НТК), предоставляющие абонентам услуги кабельного и цифрового телевидения, ШПД и стационарной телефонии. В начале 2012 года холдинг консолидировал все голосующие акции НТК, а в середине 2012-го под контроль «Ростелекома» перешли сто процентов акций оператора сотовой связи и мобильного интернета «Скай Линк».
С того же 2012 года, по данным СМИ, «Ростелеком» вынашивал планы по усилению своей позиции в этом сегменте посредством сотрудничества с «Tele2-Россия», российской «дочкой» шведского сотового оператора Tele2. Речь шла о создании совместного предприятия с оператором, однако в 2013 году «Tele2-Россия» неожиданно приобрела другая госструктура — банк ВТБ, в котором не скрывали, что купили актив для перепродажи. В итоге, 50 процентов «Tele2-Россия» достались банку «Россия», подконтрольному Юрию Ковальчуку. В прессе тогда появились слухи о том, что конечной целью сделки станет продажа оператора «Ростелекому» или создание совместного предприятия, куда «Ростелеком» передаст мобильные активы.
Инфографика: пресс-служба «Ростелекома»
До недавнего времени все свои сделки «Ростелеком» проводил, формально оставаясь дочерним предприятием «Связьинвеста». Однако чем активнее госкомпания скупала активы вне рынка фиксированной связи, тем очевиднее становилось, что именно «Ростелеком», а не «Связьинвест» — главная государственная телекоммуникационная компания. В конце концов. после обильных интриг и закулисных сцен, это было зафиксировано официально: в 2009 году правительственная комиссия одобрила модель реорганизации «Связьинвеста» на базе «Ростелекома».
Реформа холдинга проходила в два этапа, в ходе которых «Ростелеком» постепенно получал в свою собственность активы «Связьинвеста» в различных областях рынка связи. На первом этапе, завершенном в 2011 году, к холдингу перешли сеть межрегиональных компаний связи и «Дагсвязьинформ». Изменения сложных систем владения акциями телекоммуникационных компаний привели к тому, что «Связьинвест» (но не государство) утратил контроль в «Ростелекоме». Сдаваться «Связьинвест» не собирался и с помощью тех же аппаратных интриг пытался вернуть себе утраченный контроль в холдинге, однако получил отказ.
Второй этап, в результате которого «Связьинвест» прекратил свое существование как отдельная компания, а его активы полностью перешли к «Ростелекому», был завершен 1 октября 2013 года. По его завершению, в собственность холдинга перешли 20 акционерных обществ, прямо или косвенно контролируемых «Ростелекомом» и/или «Связьинвестом». В числе этих компаний оказались, среди прочих, «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение», интернет-провайдер «Элкател», операторы кабельного ТВ «Мостелеком» и «Мостелесеть».
Дополнительные услуги
Деверсификацией своей деятельности «Ростелеком» не ограничился. С середины 2000-х он стал активно сотрудничать с государством, застолбив за собой все серьезные заказы от чиновников. Так, с 2009 года холдинг занимается проектом «Электронное правительство», в рамках которого был запущен Единый портал государственных услуг. В 2011-м «Ростелеком» озаботился созданием национальной облачной платформы, для решения задач органов исполнительной власти, а в 2012-м осуществил проект под названием «Вебконтроль» и открыл сайт «Веб-выборы», который транслировал ход президентских выборов и подсчет голосов почти со всех избирательных участков. Та же система использовалась и в 2013 году для освещения прохождения Единого дня голосования (в его рамки попали, в том числе, выборы мэра Москвы).
Статус покровительства со стороны государства был подчеркнут тем, что «Ростелеком» стал генеральным партнером Олимпиады в Сочи. Той же чести удостоились, например, «Роснефть», «Аэрофлот», Сбербанк и РЖД. Коллегами государственным структурам являются «МегаФон», Bosco и Volkswagen. Для олимпийского Сочи «Ростелеком» строит телекоммуникационную инфраструктуру и будет предоставлять услуги фиксированной связи. Рекламный контракт оценен, ни много ни мало, в 130 миллионов долларов — половину этой суммы «Ростелеком» должен предоставить деньгами, а вторую половину — в виде услуг.
Инфографика: пресс-служба «Ростелекома»
В октябре 2013 года стало известно, что на прежних рынках «Ростелекому», становится тесновато. Так, в СМИ проникла информация, что госкомпания намерена развивать собственную сеть салонов связи и уже ведет переговоры с сетевым ретейлером «Связной». Также, холдинг посещают мысли о приобретении банка, причем переговоры якобы идут все с той же «Россией» Ковальчука, которая не прочь избавиться от Собинбанка. Кроме того, холдинг финансирует разработку государственного интернет-поисковика «Спутник»: задачей которого является составить конкуренцию «Яндексу» и Google. Наконец, постепенно начинается производство смартфонов и планшетов под брендом RT, и уже идет работа над приложениями для ОС Android. Ранее, компания выступила разработчиком портала Zabava, пользуясь сервисами которого, как сообщает «Ростелеком», «любой планшет становится переносным телевизором и DVD-плеером».
Любое из вышеперечисленных направлений вполне разумно для компании, которая хочет оставаться сильным, а тем более – ведущим, игроком телекоммуникационного рынка — частные сотовые операторы давно ведут подобную практику, а некоторые – вполне успешно. Разработку своего поисковика в этом контексте можно назвать «рисковой разработкой» с большими шансами на провал, хотя загадывать тут сложно.
Тем не менее, совокупные метания «Ростелекома» выглядят стандартной схемой поведения большинства российских государственных компаний — сначала купить что-нибудь, застолбить за собой место, переманить к себе высокооплачиваемых менеджеров — в общем, вытеснить частников с рынка, а потом уже решить, что с этим делать. Вполне логично, что потенциальными инвесторами инициативы «Ростелекома» расцениваются как рискованные.
Трейдеры не верят
Хотя стоимость активов «Ростелекома» последние несколько лет неуклонно увеличивается, выручка и чистая прибыль если и растут, то медленно (а то и вовсе падают). В 2012 году, например, при выручке около 321 миллиарда рублей чистая прибыль холдинга достигла примерно 35 миллиардов (годом ранее эти показатели составили 301,5 миллиарда и 42,5 миллиарда рублей соответственно). Капитализация «Ростелекома» на бирже падает: в 2012 году она была порядка 376 миллиардов рублей, а годом ранее находилась в районе 472 миллиардов. Акции «Ростелекома» на Московской бирже сейчас стоят дешевле, чем осенью 2008 года (то есть в самый разгар кризиса). В 2009-м, на фоне восстановления российского фондового рынка, они подорожали до 319 рублей за штуку, а к осени 2013-го опустились до 106 рублей.
Инфографика: пресс-служба «Ростелекома»
На работу «Ростелекома» есть основания жаловаться не только у профессиональных инвесторов. Так или иначе журналисты, эксперты и даже контролеры из Счетной палаты критиковали почти все заметные начинания госкомпании: и систему видеонаблюдения за выборами, и организацию связи на Олимпиаде, и даже сам процесс реорганизации холдинга и реформу «Связьинвеста».
Именно об эффективности еще в мае этого года говорил и вновь назначенный президент холдинга Сергей Калугин: «У нас есть следующие векторы: во-первых, нам надо гораздо быстрее и дешевле строить свою собственную сеть и повышать эффективность бизнес-процессов. Эффективность — это стержень всего, чем мы сейчас будем заниматься».
Пока обновленная стратегия «Ростелекома» (на 2014-2018 годы) еще не утверждена ни руководством холдинга, ни государством, однако в прессу ряд ее положений уже просочился. Предполагается, что холдинг постепенно будет сокращать капитальные затраты и сосредоточится на монетизации своих услуг. В частности, повысить выручку планируется за счет различных сервисов, в том числе ТВ-услуг и продажи видеоконтента. Кроме того, холдинг будет развивать ШПД, интерактивное телевидение и медийный бизнес — в общем, ни от чего «Ростелеком» отказываться не намерен, и в ближайшее время от него стоит ждать покупок, а не продаж.
Правда, государство может продать сам «Ростелеком»: компания включена в официальный план приватизации, причем реализация актива, по прогнозам чиновников, может состояться уже в 2014 году. Однако, чем больше активов набирает себе «Ростелеком», тем сложнее осуществить приватизацию: российские биржи размещение огромной компании просто не смогут переварить, а продажа одному инвестору приведет к той же проблеме, с которой столкнулись чиновники десятилетие назад при так и не состоявшейся приватизации «Связьинвеста»: присоединение «Ростелекома» к «Системе», «Вымпелкому» или «МегаФону» создаст едва ли не монополию и разрушит существующий сейчас баланс сил на телекоммуникационном рынке.
Против приватизации говорит также плохая конъюнктура, падение цен на акции «Ростелекома», нежелание государства избавляться от контроля за действительно значимыми активами. В конце концов, сложно представить, чтобы чиновники отдали частникам право управления порталом госуслуг или системой «Веб-выборы», а значит, управляться «Ростелеком» и дальше будет в интересах государства, которое всегда не прочь создать что-нибудь «национальное», будь то оператор связи или интернет-поисковик.
По материалам Ирины Рябовой и Александра Поливанова
Оригинал статьи смотрите на Lenta.Ru
Нет комментариев. Ваш будет первым!